Секс в Древней Греции

В платонизме речь идет о духовном развитии Эроса — от восхищения телесной красотой человека через любовь к людям, возвышение духовной красоты над телесной вплоть до созерцания божественной красоты. Женщина и мужчина являются двумя частями первичной целостности (миф об андрогинии), отсюда их взаимный интерес и потребность соединиться. Это соединение позволит им проникнуть в сферу духа. Аристотель, ссылаясь на природу, стремился доказать, что самец доминирует, что он более важен, чем самка. Мужчина и женщина относятся друг к другу, как Солнце и Земля, энергия и материя, столяр и дерево. Семя мужчины формирует и создает жизнь, а женщина испускает субстанцию, которая в своей части является семенем. Она стоит ниже мужчины, ибо является более холодной.

Взгляды Платона и Аристотеля влияли на европейскую мысль в течение многих веков вплоть до современности. Концепцию Платона относительно сакрум и профанум («сакрум»—духовная гармония, интеллектуальная привлекательность, а «профанум» — физическая любовь) мы можем обнаружить во многих новейших философских трудах, посвященных вопросам пола.

В греческом искусстве в архаический и классический период не выделялся пол. Привлекательность и красота тела, согласно представлениям греков, зависят от оптимальных пропорций, от движения. Позже женским идеалом, выраженным в критской культуре, становится египетская танцовщица (нежная, воздушная, сексуально привлекательная). В период эллинизма сказывается влияние Востока, отсюда мотив гермафродита. Идеалом мужской красоты являлся спортсмен, позже им стал мальчик, юноша. В искусстве преобладало изображение мужского тела, оно рассматривалось как синоним красоты пола. Параллельно развивалось сексуальное искусство, в котором натуралистически представлялись разнообразные формы сексуальных отношений (орализм, анализм, различные позиции, групповой секс, девиации).

В древнегреческой литературе весьма распространены сексуальные мотивы. Мы находим их в поэмах Гомера, в лирике ,Сафо, в аттической комедии, в многочисленных эротических романах и т. д. Известный вклад внесла придворная литература эллинистического периода, когда влияние Македонии усилило положение женщины и многие писатели, поэты посвятили свое творчество проблемам любви, секса, красоте человеческого тела. Греческая литература изображала секс в разных жанрах: романтическом, идиллическом, лирическом, дружеском, порнографическом и т. д.

Женщины пользовались определенной свободой, что отражалось во многих обычаях. Гомер воспел женщин, ставших символами различных черт: Пенелопа — верная, Навсикая — скромная, Арета — образцовая хозяйка, советчица мужу, Елена—чувственная, таинственная. Богатые свадебные церемонии заканчивались тем, что муж переносил в свой дом жену, далее следовала инициация сожительства. Плутарх так описывает обряд брачной ночи: знатная женщина бреет невесте голову, одевает ее в мужскую одежду, укладывает в темноте в постель, муж развязывает жене пояс и переносит ее в другую постель, после соития тихо уходит и идет спать к друзьям. Он поступает так, чтобы избежать гнева ревнивого божества, охраняющего девственность.

В литературе было принято восторженное отношение к полу и сексу, которые приписывались богам. Любовь богов связывалась с плодородием, красотой, наслаждением. В мифологии отражались также и сексуальные страхи, подсознательные желания (Эдип, Электра, Нарцисс, Кронос). Поцелуй рассматривался как сексуальный жест. Феллацио практиковалось как проявление ласки. Были известны различные позиции сексуального контакта. Нагота приветствовалась в арс аманди, но удалялся волосяной покров генитальной области и под мышками. Тело перед сексуальным контактом натиралось оливковым маслом, применялись благовония. Законы Дракона запрещали насилие, супружеские измены, эксгибиционизм, совращение детей. Законодательство Солона преследовало за проституцию, внебрачные половые связи. Кровосмешение не наказывалось законом, но трактовалось как проступок перед религией. В конце V в. до н. э. война между Афинами и Спартой повлияла на положение женщины, которая долгое время оставалась в доме одна, ожидая возвращения мужа. Уже тогда распространялась идея Гиппократа, что отсутствие семени в матке ведет к истерии, усталости мысли. После окончания войны в Афинах возросло число разводов, уклонений от брака. Платон наделял равными правами оба пола, допуская свободную любовь.

Воинственность Спарты, ее военизированный образ жизни давали большую независимость женщинам, которые участвовали в жизни общества. Мужчин поощряли к гомосексуализму, контактам с мальчиками в военных школах. Распространенным обычаем была «передача жены взаймы» другому мужчине, чтобы дети, рожденные ею, могли стать воинами. Для этого выбирались кандидаты, обладающие привлекательными чертами. Проституция в Спарте была явлением маргинальным, ибо не было проблем в нахождении сексуальных партнеров.

В Греции не привилась сакральная проституция. Исключением был Коринф, в котором якобы жило около 10 тыс. проституток. Жизнь типичных, «серых» проституток была тяжелой. Они жили в многочисленных борделях. Цена услуг была очень низкой. Существовали также элитарные проститутки— куртизанки. Золотым их веком был IV в. до н. э. Многим из них были посвящены литературные и другие произведения искусства. Отсюда мы знаем их имена. Некоторые соединяли в себе красоту и ум, например фаворитка Перикла Менандра. Известна была и гомосексуальная проституция, которую легально разрешалось практиковать взрослым мужчинам.

Со временем число мифов и недоразумений относительно границ и значения гомосексуализма в греческой культуре быстро увеличивалось. Одним из таких мифов является убеждение, что он был доминирующей формой сексуальной активности мужчин. Однако греческое законодательство не было столь либеральным относительно гомосексуализма, как это может показаться, а сам он был терпим постольку, поскольку не представлял угрозу семье. Наиболее часто встречаемой формой гомосексуальных связей была связь взрослого мужчины с мальчиком в возрасте 15—18 лет (педерастия). Гомосексуализм трактовался не как патология, он составлял часть природы. Согласно представлениям Платона, род людской первоначально состоял из особей с 4 ногами и 4 руками. Боги разделили их на двух людей, но женские и мужские половинки ищут друг друга всю жизнь. Поэтому оценки гомосексуализма и гетеросексуализма совпадали.

Трудно сказать, когда гомосексуализм в Греции приобрел массовый характер. Во времена Гомера он еще не имел столь широкого распространения, как во времена Аристотеля. Распространению педерастии способствовала сама система обучения. Мальчики, получая образование, жили в закрытой мужской среде, главной целью воспитания было сформировать мужские черты. Старший мужчина был образцом, меценатом, посвящал в жизнь, з том числе и сексуальную. Постоянное совместное проживание, тесные дружеские контакты, частые диспуты углубляли интимность уз и отделяли воспитанника от мира женщин. Родители не оказывали большого влияния на воспитание. Отцы были заняты общественной деятельностью, а матери воспитывали ребенка до 7 лет. Вероятно, совместная жизнь в замкнутом кругу содействовала развитию гомосексуализма и среди женщин, но это явление оставалось незамеченным.

Гомосексуальные связи получили наибольшее распространение среди воинов, спортсменов, учащихся. Много преданий сохранилось относительно среды аристократов, в которой педерастия приобретала особый смысл. Согласно Страбону, на Крите широко практиковалось похищение подростков будущими любовниками. Любовник прежде всего вводил мальчика в клуб мужчин (андреон), а затем проводил с ним 2 месяца в сельской местности, где время протекало в одних развлечениях, пирах, охотах. После медового месяца подросток причислялся к миру взрослых мужчин, получал богатые дары. Между старшим мужчиной и подростком устанавливались характерные отношения: подросток старался быть достойным любви, а его любовник стремился чем-то блеснуть, очаровать. Педерастия трактовалась как оптимальная, совершенная форма воспитания, в ходе которого любовник был предводителем, развивал чувственность, восприимчивость к прекрасному, мужские и патриотические добродетели. Гомосексуальные связи не всегда протекали спокойно, имеются сведения из литературы, что они возбуждали сильные страсти, вели к преступлениям, соперничеству, ревности.

В греческой культуре было известно переодевание мужчин в женские наряды во время маскарадов, театральных спектаклей. Чем это можно объяснить, ведь мужчина имел более высокий социальный статус, чем женщина? Вероятно, переодевание должно было символизировать поиски своей половины, о которых шла речь выше. Профессор Синко пишет, как идеи платонизма соединялись с педерастией: «Сократ воодушевленно воспевает результаты божественного безумия, носящего имя Эрос. В дискуссии с красивым мальчиком, которая начинается с упоминания о прекрасной Сафо и мудром Анакреоне, он рассказывает миф о душе, которая вступила в тело философа, но по пути на землю потеряла крылья, но они начинают отрастать при виде красивого мальчика».

Категория: ВСЕ ДЛЯ СЕКСА |
| Теги: ВСЁ ДЛЯ СЕКСА |

Читайте также другие статьи:

Нужен ли вам одновременный оргазм и как его достичь?
Почему нет оргазма?
Секс необходим, он запускает гормон счастья
20 фактов о женском оргазме, которые перевернут ваш мир.
Эти советы, помогут сделать секс на столе ещё круче.